Электронные сигареты попали под раздачу. Проблему новых технологий решили привычным способом – все запретить!
Обновленная версия проекта содержит несколько дополнений, посвященных ужесточению контроля за электронными системами доставки никотина. Фактические вписаны они почти во все ограничительные параграфы, касающиеся обычных сигарет. Похоже, старинная стратегия максимального запрещения всего и вся до сих пор правит бал. О том, что отказ от курения может быть вызван какими-то позитивными мерами, а не барьерами и запретами, речи не идет.
— Прежде всего, я не удивлен тем, что Минздрав продолжает свою политику, которую можно в целом охарактеризовать как экстремально жесткую по отношению к курильщикам, — говорит первый заместитель председателя Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ
Артем Кирьянов. — Эта политика совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан с привычкой курения. В целом же представляется сомнительным, что такая жесткая государственная политика на самом деле оказывает действительно серьезное благотворное влияние на состояние здоровья граждан… Запретительные моменты абсолютно перевешивают все вопросы, связанные с профилактикой, с возможными позитивными стимулами, с другими методами борьбы с курением и оздоровления населения страны в целом.
Мировой опыт борьбы с курением богат и разнообразен. Немало в нем и тех самых позитивных стимулов, о которых говорит эксперт. Например, в Швеции бросившие курить сотрудники могут рассчитывать на солидные премии, в Нидерландах отказавшийся от сигарет гражданин может ежемесячно получать сумму, аналогичную 200 долларам, и даже в Малайзии бывшим курильщикам приготовили льготные ставки по кредитам.
Но запрещать, безусловно, привычнее, ярче и проще. Но воплощать это в жизнь и отвечать за результаты будут полицейские и Роспотребнадзор, на которых и ляжет контроль за «борьбу с гражданами».
— Что касается конкретных мер, связанных с системами нагревания табака, которые в строгом смысле не являются системами курения, потому что самого процесса возгорания не происходит, то, на мой взгляд, законодательно регламентироваться это должно отдельно от закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»(N 15-ФЗ от 23.02.2013). Ведь в данном случае речь идет о запрете курения в общественных местах, имелось в виду пассивное курение, которого в системах нагревания на сегодняшний день нет. Возникает логичный вопрос – почему надо с такой же экстремальной жесткостью и упорством регулировать и использование электронных систем доставки никотина? – недоумевает Артем Кирьянов.
Есть и другой аргумент, заставляющий задуматься об адекватности предложенных мер. Электронные сигареты и вейпы в силу своих технологических особенностей являются менее вредной альтернативой привычным сигаретам. Да и перейти на них самому злостному курильщику куда проще, чем бросить табакокурение сразу и полностью. Так что жесткие меры в отношении электронных систем доставки табака вместо драйвера оздоровления нации скорее окажутся его кандалами – как и любая попытка любого ведомства ограничить научно-технический прогресс в пользу привычного, пусть даже и некомфортного, прошлого.
— Например, в отношении налоговых поступлений табак, используемый в системах нагревания, должен проходить как подакцизный товар. Здесь нет никаких сомнений, и в данной части законодатель может подходить единообразно. Но именно в части организации системы комфорта для граждан то, что на сегодняшний день содержится в концепции Минздрава, по меньшей мере, не отвечает современным задачам, — подвел итог первый замглавы комиссии Общественной палаты.
Источник: www.mk.ru
Читайте также: Новости Новороссии.