Вы здесь: Главная > Как сегодня наказывают учеников в школе

Как сегодня наказывают учеников в школе

Директора и завучи в раздумье: к чему бы это прокуратура потребовала школьные уставы на проверку и с большой заинтересованностью расспрашивает, как школьная администрация, а заодно и учителя наказывают провинившихся учеников?.. Возможно, проверка плановая, а может, все дело в новом проекте приказа Министерства образования и науки «Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности», предложенном к обсуждению. И как их наказывать, а главное, за что…

Вот и мы решили расспросить, кто, за что и как наказывает сегодня учеников в школах. Разумеется, первым делом отправились к завучам и очень удивились, услышав в ответ сокрушенное: «Никак не наказываем… Точнее, в соответствии с правилами, прописанными в уставе школы, только на него теперь мало кто обращает внимание, и родители, и дети знают, что закон всегда на стороне ученика. Даже если он серьезно провинился, крайним окажется учитель».

Пример самого сурового наказания — исключение из школы. На моей памяти был только один случай, когда директор школы решился исключить вредного семиклассника из учебного заведения. Тот терроризировал учеников, издевался над учителями и при этом кичился своей безнаказанностью, так как папа — сотрудник силовых служб и участник боевых действий в горячих точках. Постепенно ситуация переросла в острый конфликт между взрослыми. Один хотел исключить, а второй — чтобы его сын учился именно в этой школе, так как она считается одной из лучших в районе. Отец доказывал, что его сына провоцируют, а его главным положительным аргументом была вполне себе нормальная успеваемость ребенка — ну есть у мальчишки пара троек, но остальные-то — «четыре»-«пять»! Единственное, чем мог ответить директор, так это тем, что мальчик жил не в микрорайоне школы, а значит, его не обязаны были учить именно здесь, и второе — кипа учительских жалоб и жалоб родителей других детей на этого ребенка. Мальчика и его родителей неоднократно вызывали на заседания совета школы, создавали комиссию по урегулированию споров и разбирали жалобы там, несколько раз объявляли мальчику выговор, брали с него «самое последнее» обещание вести себя нормально, — ничего не помогало. В итоге директор сослался на законодательную норму, разрешающую не принимать в школу ребенка «не по месту жительства», если школа переполнена. На папу подействовало: он очень быстро разобрался с сынком, помирился с директором, и мальчика оставили в школе, правда, перевели в другой класс.

Отчислить сегодня ребенка, даже старшеклассника, практически невозможно. Для этого нужно соблюдение сразу нескольких условий: подростку должно исполниться 15 лет, должно быть заявление родителей и должно быть разрешение комиссии по делам несовершеннолетних. Даже добровольный переход ученика в техникум или вечернюю школу должен сопровождаться и заявлением родителей, и разрешением КДН. При этом, говорят учителя, надо помнить, что сегодня наша школа обязана всем давать полное общее, то есть одиннадцатилетнее, образование. Какое уж тут исключение…

Кроме совета школы, педагогического совета, совета профилактики и комиссии по урегулированию в каждой школе работает (или должна работать) медико-психологическая служба. Правда, оптимизация последних лет эту службу никак не укрепила, а наоборот, многие школы лишились ставок психологов и социальных педагогов. Результатом стало возросшее число конфликтов между родителями учеников и учителями. Классный руководитель или учитель-предметник сегодня в одиночку противостоит какой-нибудь разъяренной родительнице, абсолютно уверенной, что ее замечательному гениальному сыну или дочке не хватает только крыльев за спиной, а все остальное в идеальном порядке. Доказать обратное учитель не может, потому что нет подтверждения — результатов работы медико-психологической службы.

На мой вопрос, как можно наказать за проступок ребенка, обучающегося в классе ЗПР, мне ответили, что сегодня в обычных школах не только официально нет таких классов, теперь даже нет детей с таким диагнозом. По словам педагогов, когда перед первым классом дети проходят медицинскую комиссию, в медицинской карте ребенка нет такой графы, где бы было прописано, может ли, способен ли он обучаться в обычной школе или нет.

— Мы всех теперь берем вслепую. И даже если этот ребенок не просто психически не уравновешен, а вполне может быть, что психически нездоров, — мы этого не знаем!

Вполне может быть, что именно отсюда берут начало многочисленные конфликты между учениками в начальной школе. Маленькие, милые и очень хорошенькие ребятишки оказываются способны на неадекватные, ненормальные поступки. Например, треснуть бутылкой с водой соседа по парте, целясь ему исключительно в лоб. Или устроить истерику среди урока из-за отнятой ручки, а потом постараться ткнуть одноклассницу в глаз этой же ручкой… Как наказывать за такие вещи? Правильно, поговорить с родителями. И все. Потому что если учитель решится, например, поставить ребенка в угол, потом, может даже на суде, выяснится, что у бедного малыша мигрени, подагра и коксартроз, а стоять ему можно не более одной минуты в день. Сегодня у школы и учителя нет способов наказания учащихся начальных классов. Маленькие они еще, наказывать нельзя… Как нельзя доказать и психическую несостоятельность ребенка.

Грубым дисциплинарным проступком учителя считают драку с увечьями. Но это нигде не прописано и не оговорено. «Невыполнение учебного плана» и «неусвоение в установленные сроки образовательной программы» не может быть причиной отчисления из школы. Так как иногда ребенок не в состоянии освоить программу из-за каких-то личных особенностей, кстати, при этом у него может быть нормальное поведение и масса других достоинств. Да, в советское время могли отчислить за неуспеваемость, но зачем возвращаться к этому сейчас? Тем более что есть решение проблемы, и о нем учителя говорят постоянно:

— Не отчислять надо из школы за неусвоение школьной программы, а отменить обязательность ЕГЭ! Почему-то министерство не хочет понимать, что принуждение к сдаче таких вот навязанных экзаменов — это тоже нарушение прав детей. А бороться надо не с невеждами, а с невежами!

Современный невежа, например, не разговаривает без сквернословия, и такое поведение встречается сегодня повсеместно. В школах есть ученики, которые не постесняются выругаться и при одноклассниках, и при учителях, а то и в адрес учителя. «Как его наказывать, если не доходят ни выговоры, ни призывы к совести?..»

В одной из школ пробовали милицию вызывать — не едут, говорят, сами разбирайтесь.

Второй момент: табакокурение — это повод для дисциплинарного взыскания или нет? Учителя жалуются, что в этом тоже бесправны:

— Ну сказала я родителям, а дальше что? Им ведь часто даже дела нет до этого. А некоторые старшеклассники так просто и заявляют: «У меня мама знает, что я курю». Я говорю: «Вот дома посади свою маму напротив, и курите с ней вместе, а школа есть школа. Здесь нельзя». Только ему все нипочем: «Почему это нельзя?..»

Надо законодательно закрепить недопустимость курения в школе и прописать возможное наказание, причем весомое, например, штраф с родителей.

Комментарий юриста. Татьяна Погорелова:

— Публикуемый «Порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности» пока имеет статус проекта приказа Минобрнауки России. Но в школах уже поползли слухи о том, что теперь учеников будут исключать. При этом, как всегда, человеческая фантазия рисует самые страшные картины. А что, если так будут бороться просто с неугодными ребятами? А что, если этой мерой воспользуются как поводом для шантажа родителей, вовремя не «проспонсировавших» школу? Попробуем всех успокоить. Исключить ребенка до 15 лет по-прежнему будет невозможно, да и исключение обучающихся постарше будет представлять собой весьма непростую процедуру!

Исключение из школы как мера воздействия на поведение ребенка предусматривалась и до 1 сентября 2013 года продолжает предусматриваться в ст. 19 Закона РФ «Об образовании» от 1992 года. Так, в пункте 7 ст. 19 четко прописано, что по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста 15 лет. При этом исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года, в ст. 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» впервые законом введено понятие мер дисциплинарного взыскания для обучающихся. В частности, устанавливается, что за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом оговорено, что меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Вариант отчисления обучающегося из образовательного учреждения по-прежнему остался крайней мерой, применение которой возможно только к ребенку, достигшему 15 лет.

Так, по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, оговоренных выше, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет. При этом отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Той же ст. 43 в пункте 12 установлено, что Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Минобрнауки РФ подготовило проект соответствующего приказа, который впервые четко определяет процедуру вынесения мер дисциплинарного взыскания по отношению к обучающимся.

Таким образом, новостью в данном случае стало лишь то, что теперь в нередких конфликтах российских учителей и российских школьников образовался некий паритет. Над учителем уже давно висели статьи для увольнения согласно Трудовому кодексу РФ за совершение аморального проступка, за появление в нетрезвом виде на рабочем месте. Предусматривались и меры дисциплинарного взыскания по ТК РФ. Теперь за те же проступки особо неуправляемые обучающиеся тоже могут получить замечание, выговор или быть отчислены из школы.

И если сама система мер дисциплинарного взыскания к ученикам уже утверждена на законодательном уровне, то над механизмами привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности мы можем еще подумать сообща, представив свои поправки и замечания в Минобрнауки РФ.

Проект Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности описывает процедуру наложения дисциплинарного взыскания, во многом повторяющую процедуру, предусмотренную Трудовым кодексом РФ по отношению к работникам. За негрубые дисциплинарные проступки специальная комиссия может вынести замечание учащемуся. Совершение грубого проступка может повлечь за собой решение специальной комиссии о вынесении взыскания в виде выговора или отчисления. При этом оговорены случаи, которые могут быть признаны грубыми дисциплинарными проступками. Увы, абсолютной четкости некоторые из них не несут. Так, например, на откуп специальной комиссии отдано решение о том, является ли проступок, совершенный учеником по месту учебы, аморальным. Не сформулировано понятие тяжких последствий, за наступление которых после нарушения учащимся дисциплинарных требований предусмотрена возможность выговора или отчисления из школы. В любом случае, чтобы дело могло дойти до отчисления, должно быть возбуждено целое дисциплинарное производство. Минобрнауки России ждет предложения по проекту до 14 февраля 2013 года.

Возможно заинтересует: