Вы здесь: Главная > Почему нам предлагают только плохие новости

Почему нам предлагают только плохие новости

Почему выпуски новостей пестрят сообщениями о катастрофах, коррупции и разгильдяйстве? Возможно, потому, что людям подсознательно нравятся истории, в которых все плохо, утверждает постоянный автор BBC Future.

Когда читаешь новости, порой кажется, что пресса освещает лишь трагические, неприятные или печальные события. Почему СМИ обращают внимание на жизненные неурядицы, а не на позитивные вещи? И как этот перевес в сторону негатива характеризует нас — читателей, слушателей и зрителей?

Дело не в том, что нет ничего другого, кроме плохих событий. Возможно, журналистов больше привлекает их освещение, поскольку внезапная катастрофа выглядит в новостях привлекательнее, чем медленное развитие той или иной ситуации. А может быть, в редакциях считают, что беззастенчивые репортажи о коррумпированных политиках или освещение неприятных событий проще в производстве.

Однако вполне вероятно, что мы, читатели и зрители, просто приучили журналистов уделять подобным новостям больше внимания. Многие говорят, что предпочли бы хорошие новости, но так ли это на самом деле?

Чтобы проверить эту версию, исследователи Марк Трасслер и Стюарт Сорока поставили эксперимент в канадском Университете Макгилла. По мнению ученых, предыдущие исследования того, как люди относятся к новостям, были не вполне точны. Либо ход эксперимента недостаточно контролировался (например, испытуемым позволялось просматривать новости из дома – в такой ситуации не всегда понятно, кто именно в семье пользуется компьютером), либо создавались слишком искуственные условия (людей приглашали отбирать новостные сюжеты в лаборатории, где каждый участник знал: экспериментатор внимательно следит за его выбором).

Поэтому канадские исследователи решили попробовать новую стратегию: ввести испытуемых в заблуждение.

Вопрос с подвохом

Трасслер и Сорока пригласили добровольцев из своего университета прийти в лабораторию для «исследования движений глаз». Вначале испытуемых попросили выбрать несколько политических заметок с новостного сайта, чтобы камера смогла зафиксировать некие «базовые» движения глаза. Добровольцам сказали, что важно именно читать заметки для получения точных измерений, а что конкретно они читают, значения не имеет.

После фазы «подготовки» участники эксперимента смотрели короткий видеоролик (как им сообщили, именно в нем и заключался смысл исследования, но на самом деле он был нужен лишь для отвлечения внимания), а затем отвечали на вопросы о том, какие политические новости им хотелось бы читать.

Результаты эксперимента (как и наиболее популярные заметки) оказались довольно мрачными. Участники зачастую выбирали негативно окрашенные сюжеты – про коррупцию, неудачи, лицемерие и так далее – вместо нейтральных или позитивных историй. Особенно часто плохие новости читали те, кто в целом интересуется текущими событиями и политикой.

Тем не менее, на прямой вопрос эти люди отвечали, что предпочитают хорошие новости. Как правило, они говорили, что пресса слишком много внимания уделяет негативным событиям.

Реакция на опасность

Исследователи представляют свой эксперимент как неопровержимое доказательство так называемого «негативного предубеждения» – этот психологический термин обозначает наше коллективное желание слышать и запоминать плохие новости.

Согласно их теории, дело не только в злорадстве, но и в эволюции, которая приучила нас быстро реагировать на потенциальную угрозу. Плохие новости могут стать сигналом, что нам необходимо изменить свое поведение во избежание опасности.

Как и следовало бы ожидать от этой теории, существует подтверждение тому, что люди быстрее реагируют на негативные слова. Попробуйте в рамках лабораторного эксперимента показать испытуемому слова «рак», «бомба» или «война», и он нажмет кнопку в ответ быстрее, чем если бы на экране было написано «ребенок», «улыбка» или «радость» (хотя эти приятные слова употребляются чуть чаще). Мы распознаем негативные слова быстрее, чем позитивные, и даже можем предсказать, что слово окажется неприятным еще до того, как узнаем, что это за слово.

Так что же, наша настороженность по отношению к потенциальной угрозе — единственное объяснение нашему пристрастию к плохим новостям? Возможно, нет.

Существует иное толкование данных, полученных Трасслером и Сорокой: мы обращаем внимание на плохие новости, поскольку в целом склонны идеализировать происходящее в мире. Что касается нашей собственной жизни, большинство из нас считает себя лучше других, и, согласно распространенному штампу, мы ожидаем, что в конце концов все будет хорошо. Подобное радужное восприятие реальности приводит к тому, что плохие новости становятся для нас неожиданностью и мы придаем им большее значение. Темные пятна, как известно, заметны лишь на светлом фоне.

Получается, природа нашего увлечения плохими новостями может объясняться не только цинизмом журналистов или же нашим внутренним стремлением к негативу. Причиной может быть и наш неистребимый идеализм.

В те дни, когда новости не очень-то хорошие, эта мысль дарит мне надежду на то, что для человечества еще не все потеряно.

Вас привлекают негативные слова в заголовках? Какая заметка «На ту же тему» в конце этой статьи бросилась вам в глаза? Расскажите нам.

Об авторе. Том Стаффорд читает лекции на факультете психологии Шеффилдского университета (Англия). Он соавтор бестселлера MindHacks, ведет одноименный блог. Его «Твиттер» — @tomstafford

Возможно заинтересует: