Вы здесь: Главная > «Погибли самые дисциплинированные»

«Погибли самые дисциплинированные»

«Погибли самые дисциплинированные». Спасатель — о поведении пассажиров в горящем самолете

Исполнительный директор группы компаний "Пожарный центр", спасатель Александр Старостин рассказал «МК», что поведение людей, искавших багаж, обусловлено прежде всего стрессом. Что касается пассажиров хвостовой части салона — всего несколько вдохов уже не оставили им возможности выжить.

— Александр, существуют ли универсальные советы, как спастись в подобной ситуации?

— Если мы говорим о воздушных судах, прежде всего необходимо очень внимательно слушать предполетный инструктаж. Нужно помнить, что каждый самолет имеет свои особенности. И в рамках инструктажа эта информация доносится до пассажиров в доступной для них форме. Также перед пассажиром всегда находится памятка, с которой необходимо ознакомиться самостоятельно.

Надо понимать, что бортовой экипаж, стюардессы — это не официанты, которые должны разносить еду, а сотрудники службы безопасности судна. И когда они просят соблюдать какие-то правила и дают команды, их надо не оспаривать, а немедленно подчиняться. Эти секунды порой решают всё.

Не зря перед взлетом и посадкой просят вынуть наушники из ушей, отключить устройства. Это делается ради безопасности пассажиров. Потому что в случае возникновения нештатной ситуации эти предметы, во-первых, будут мешать, а во-вторых, отвлеченный на них человек может не услышать важной команды или инструкции. В принципе, соблюдение этих простых норм и правил, которые написаны кровью, помогут сохранить жизнь и здоровье.

— Люди, находившиеся в хвосте самолета, не успели выйти, потому что отравились продуктами горения. Что-то можно было сделать, чтобы отсрочить этот момент?

— Помните, что мы с вами говорим о достаточно небольшом временном промежутке. Прежде всего важно не поддаваться панике и не создавать ее, что, к сожалению, происходит очень быстро. Горючие газы и продукты горения не сразу заполняют весь объем помещения. В связи с тем что они обладают повышенной температурой, они будут скапливаться сначала в вышележащих воздушных прослойках — под потолком. А в районе пола создается воздушная прослойка, в которой какое-то время можно самостоятельно дышать без специальных средств. Достаточно просто пригнуться и эвакуироваться не в полный рост, а ползком, находясь ниже уровня задымления.

В качестве фильтрующего элемента, безусловно, можно использовать одежду — закрыть органы дыхания майкой, рубашкой. Но так, чтобы это не стесняло и не сковывало движения. И в этот же момент ни в коем случае нельзя думать о том, как бы забрать свой багаж. Надо забыть о вещах и двигаться именно к тому выходу, к которому направляет бортовой экипаж.

— Судя по тому, что мы наблюдали на видео и что рассказывают очевидцы, именно это и произошло в салоне «Суперджета» — люди стали доставать сумки и чемоданы и эвакуироваться с ними. Почему они вообще так себя повели? Неужели вещи для них важнее жизни?

— Люди в стрессе не могут адекватно оценить ситуацию. И тем более в этом состоянии они не задумываются об окружающих. Почему, в том числе, особенно опасна паника? Потому что в паническом состоянии примерно такой же механизм действий — человек становится слабоуправляемым. Поэтому многие пытались на инстинктах ухватить свою сумку, надеть туфли на каблуках — то есть сделать все то, что категорически запрещено при эвакуации. А драгоценные секунды терялись.

— То есть мозг отказывает настолько, что даже когда над тобой стоит бортпроводник и кричит «не трогайте вещи», ты не способен эту информацию переварить?

— Да, человек под воздействием стресса ведет себя по-разному. Кто-то впадает в ступор, у кого-то случается истерика, начинается гиперактивность. И задача экипажа в том числе купировать эти ситуации по мере возможности. Но понятно, что, когда паникует несколько десятков пассажиров, трех-четырех человек экипажа не хватает, чтобы успокоить каждого. На это тратится время. Поэтому начинают работать другие принципы.

— Люди, живущие в больших городах, регулярно слышат в объявлениях фразу, что в случае ЧП необходимо сохранять спокойствие. Но получается, что в данной ситуации этот принцип сработал ровно наборот. Те люди, которые дисциплинированно сидели на местах и ждали указаний бортпроводников, погибли. Как же быть?

— В любом случае необходимо строго следовать указаниям экипажа. Если бы эти люди рвались к выходу, возможно, были бы дополнительные жертвы. Кто-то стал бы жертвой давки, кто-то заблокировал бы собой проход, получил дополнительные травмы…

Источник: www.mk.ru

Возможно заинтересует: